ГлавнаяКарта сайтаКонтакты



  


4.06.2010

ВАЗ 21310 — 15 лет!!!

15 лет назад в опытно-промышленном производстве начался мелкосерийный товарный выпуск длиннобазового автомобиля LADA 4х4. Успех пятидверной "Нивы" превзошел самые смелые ожидания. А начиналось все с изучения покупательского спроса

В конце 80-х — начале 90-х популярность вазовской «Нивы» у нас и за рубежом, куда ежегодно экспортировалось до 50 процентов собранных автомобилей, достигла своего апогея. Однако определенная категория покупателей желала иметь модификацию автомобиля с более просторным салоном и багажным отделением, что предусматривало увеличение колесной базы внедорожника. Появление новой модификации — заслуга, в первую очередь, ведущего конструктора "Нивы" Петра Прусова (в те годы — зам. главного конструктора АВТОВАЗа) и Юрия Целикова, тогдашнего руководителя АО «АвтоВАЗвостоксервис». После выступления Петра Михайловича перед дилерами восточного региона с предложением профинансировать проект, было получено 15 заказов и сделана предоплата, позволившая начать выпуск длинно-базовой версии «Нивы» в ОПП.

Впрочем, задумывалось мелкосерийное производство удлиненной «Нивы» еще раньше, в 1989 году, когда перед конструкторами НТЦ поставили задачу по созданию семиместного минивэна. За основу взяли шасси трехдверной "Нивы" LADA 2121. На этой базе под общим руководством П.М.Прусова начали работать в двух направлениях — по удлиненной «Ниве» и минивэну. Платформа — шасси в сборе с колесами, силовым агрегатом, подвеской, рулевым управлением — стала универсальной сначала для LADA 2129, а затем для LADA 2131 и минивэна LADA 2120. Удлинение колесной базы на 500 мм позволило комфортно разместить в салоне внедорожника пять человек, и объем багажника при этом получился значительный. Часть модификаций длиннобазовой LADA 4х4 стали выпускать с 1,8-литровым двигателем, разработанным на основе мотора ВАЗ-21213 (его выпуск начался в 1996 году), а также с 5-ступенчатой коробкой передач, которая позволила снизить уровень шума и расход топлива. Салон при этом оснастили комфортабельными сиденьями, современнее сделали панель приборов.

Уже в первые годы пятидверная "Нива", запущенная в производство в мае 1995 года, претерпела определенные изменения. По результатам эксплуатации в конструкцию кузова были внесены усовершенствования, повысившие жесткость на кручение. Автомобиль приобрел оригинальный бензобак, разработанный с учетом появления впрысковой версии, часть машин начали комплектовать гидроусилителем руля. С 1999 года, благодаря установленному в ОПП окрасочному комплексу «Айзенманн», улучшилось качество лакокрасочного покрытия, расширилась предлагаемая цветовая палитра, в которую вошли и металлизированные эмали.

Конструкция длиннобазового внедорожника получилась высокорентабельной благодаря ее унификации с массовыми моделями ОАО «АВТОВАЗ». Это позволяет с успехом производить удлиненные внедорожники и поныне, они пользуются устойчивым спросом.

О сегодняшнем дне пятидверной LADA 4x4 рассказал начальник цеха №3914 ОПП Сергей СИРОТКИН, пришедший сюда сразу после армии слесарем механосборочных работ в 1987 году. В сборке первой длиннобазовой «Нивы» он принимал самое непосредственное участие — в 1995-м был уже заместителем начальника цеха. Прототипы собирали сначала на двух подъемниках, для товарного выпуска смонтировали еще два. Сначала выпускали по пять автомобилей в месяц. При переходе к пятидверной «Ниве» у прототипов были и некоторые проблемы — часто встречался дефект контакта задних дверей, не могли обеспечить нужную жесткость кузова. Выпуск «в товар» начался только после доработки конструкции.

До появления конвейера на шести подъемниках собирали порядка двадцати автомобилей в сутки. При этом параллельно шел монтаж конвейерных ниток. После сдачи их в эксплуатацию производительность сразу увеличилась более чем в два раза. Нынешняя проектная мощность цеха — 60 автомобилей в сутки. Совершенствование популярной модели продолжается. С августа 2009 года и по настоящее время в ОПП выпускается модернизированная длиннобазовая LADA 4x4 М — автомобиль с усиленной трансмиссией (снижены шумы и вибрации раздаточной коробки, применены карданные валы со ШРУСами вместо крестовин) и улучшенной кинематикой передней и задней подвесок, с вакуумным усилителем увеличенной размерности (9 дюймов), с измененной трассой топливной системы, с электронной комбинацией приборов и наружными зеркалами увеличенной размерности, с обновленными подфарниками. Сегодня ведется подготовка производства к изменению интерьера автомобиля (вместо вакуумформованных обивок дверей будут внедрены литые обивки улучшенного внешнего вида).

Как сообщил заместитель директора ОПП по экономике и персоналу Игорь Чернов, нынешний годовой заказ на длиннобазовую LADA 4x4 -13 000 штук. Это 90% производственной программы производства. Автомобиль остается очень востребованным, остатков на складах у дилеров нет. Увеличение объемов производства пока ограничено мощностями комплекса окраски, но программой стратегического развития ОАО «АВТОВАЗ» до 2020 года подтвержден жизненный цикл проекта LADA 4x4 (куда входит и пятидверный внедорожник) как минимум до 2015 года — с последующей модернизацией и появлением обновленного автомобиля.

Александр ГУБАНОВ

«« Назад


 
Технические консультации:
ICQ 581397887